И по-нашему, и по-честному!



Чисто наша традиция
Победы куются в кружке
Теперь она - всероссийская!

Россия - единственная страна, где проводятся студенческие хирургические олимпиады


В настоящее время дан импульс для дальнейшего развития хирургии в XXI веке - бурно прогрессируют робототехника и телеоперационные системы, эндоскопические (в том числе через единый доступ, транслюминальные), миниинвазивные, микрохирургические и другие новые хирургические технологии. В более отдаленном будущем, видимо, возникнет необходимость оборудовать операционные для тканевой инженерии, биотехнологических, биохимических, генетических вмешательств.

Чисто наша традиция

images/folder/mg_20100714_01.png

Во время одного из конкурсов финала последней студенческой хирургической олимпиады в Москве.

Эффективной формой индивидуальной подготовки студента по специальности в России всегда являлся студенческий научный кружок при кафедре (в отличие от наиболее близкой нам европейской/германской традиции). Дело в том, что формирование у студентов практических хирургических умений и навыков, выявление способностей к ним и степени мотивации в России в последние полтора века во многом обеспечиваются в кружках при кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии. На медицинских факультетах университетов Европы и США на додипломном этапе проводится очень жесткий отбор мотивированных студентов (после приема на основании аналога нашего ЕГЭ отсев студентов составляет до 80-85%). Студент, выбравший хирургическую специализацию, начинает тренинг практических хирургических умений и навыков только на последипломном этапе.

Эффективность исторически сложившейся в России системы отбора и подготовки хирургов, по нашему мнению, не следует никому доказывать. Общепризнанно, что наши хирурги являются очень хорошими профессионалами именно в мануальных навыках. И проблема в данное время не у хирургов, а у отечественного здравоохранения в целом - на каком оборудовании, с какими инструментами и материалами работают и будут работать российские врачи. Нельзя хорошо управлять современным самолетом, если вы и учитесь и летаете на устаревшей модели.

Итак, в России в студенческом кружке, как правило, студент выбирает направление своей врачебной деятельности. Роль данной формы подготовки на кафедрах хирургического профиля после отмены субординатуры только увеличилась. Студент-старшекурсник, интересующийся хирургией, просто выпал из структурированного освоения практических хирургических навыков и навыков работы с больным хирургического профиля.

Следует также отметить, что организация учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц подразумевает обеспечение свободы выбора вуза в формировании основных образовательных программ, а также расширение возможностей студентов и индивидуализации подготовки по выбранному направлению или специальности.

Из студенческих научных кружков кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии вышли, по сути, все российские хирурги. В рамках студенческих кружков ведущих кафедр в настоящее время производится обучение практическим навыкам и основам микрохирургии и эндоскопической хирургии, а так-же началам других современных методик. Всё это увеличивает роль подготовки учащегося на препарате и трупе для создания у него системного представления о хирургической (топографической) анатомии человека в целом и ее клиническом применении.

Студенты-кружковцы осваивают начала микрохирургической техники, осуществляется обучение навыкам использования эндоскопического инструментария на тренажере по Нивеллино и эндоскопической стойке. В течение последних лет на заседаниях студенческого научного кружка регулярно проводятся мастер-классы ведущих хирургов по наложению межкишечного и сосудистого анастомозов.

Микрохирургия и эндохирургические методики - хирургические технологии (не специальности), которыми обязательно владеют все высококвалифицированные хирурги в мире, и студент, интересующийся хирургией, должен знакомиться с ними как можно раньше, чтобы оценить свои желания и возможности.

Обучение этим технологиям на додипломном этапе направлено на профессиональную ориентацию будущих врачей хирургического профиля, оно облегчает как объективную оценку, так и самооценку мануальных возможностей будущего хирурга. Результаты оценки данного этапа подготовки студента хирургического профиля могут и должны являться одним из ведущих критериев отбора на последипломный хирургический уровень.

Обучение старшекурсников-кружковцев основам микрохирургии и эндохирургических методик способствует их более активному привлечению к экспериментальной деятельности и к ассистенции на операциях в ординатуре.


к началу статьи


Победы куются в кружке

Система кафедральный кружок (электив) - олимпиада позволяет дать базовый уровень практических навыков и умений студенту, желающему стать врачом хирургического профиля. Основу студенческих команд, успешно выступающих на хирургических студенческих олимпиадах, составляют студенты-кружковцы кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии, а также иных кафедр хирургического профиля. На кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова создан учебно-тренировочный комплекс для обучения этих студентов мануальным навыкам хирургического профиля. И в целом по России на базах кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии в рамках подготовки к олимпиаде успешно апробируются новые хирургические технологии обучения на до- и последипломном уровнях, проводятcя мастер-классы высококвалифицированных специалистов для студентов и врачей хирургического профиля.

Система кафедральный кружок (электив) - олимпиада работает при соблюдении нескольких необходимых правил и условий. Вот некоторые из них, базирующиеся на нашем многолетнем опыте.

Успех олимпиады закладывается в постоянно и плодотворно функционирующем студенческом кружке. С начала учебного года дважды в неделю проходят занятия кружка, на которых отрабатываются практические навыки (сосудистый и кишечный шов, эндоскопические навыки и т.д.). Для начинающих кружковцев это обязательно, так как в конце семестра они сдают зачет по практическим навыкам и теоретическим познаниям своим более опытным коллегам-студентам, по результатам которого зачисляются в кружок. В этот период начинающие и опытные кружковцы занимаются вместе, и для них обязательно проводятся мастер-классы профессорами-хирургами по сосудистому и кишечному швам. В ходе таких мастер-классов хирурги сначала сами демонстрируют технику наложения швов с использованием мультимедийного оборудования на кадаверном материале, а затем под их контролем накладывают швы кружковцы. Работу каждой бригады приглашенный профессор комментирует на препарате. Данное занятие может проходить в рамках внутривузовского соревнования (олимпиады) студенческих кружков хирургического профиля.

Помимо практических занятий проходят встречи с известными хирургами, студенты выступают с докладами. Опытные кружковцы самостоятельно занимаются и в дни заседаний кружка, и в иное удобное для них время. Кружковцы имеют свободный доступ к операционному микроскопу, эндоскопической стойке, а также имеется фиксированный день для отработки операций и практических навыков на биоманекенах. Все старшекурсники-кружковцы дежурят в хирургических клиниках.

Важно помнить, что студентыкружковцы хирургического профиля представляют собой особый студенческий контингент. Их не бывает много (максимум одномоментно в данном медвузе 30-40 человек), они мотивированы на успешную практическую деятельность и осознанно прилагают к этому усилия. Если создано здоровое ядро студенческого кружка, то последующая кураторская работа в основном заключается в модераторских (регуляторных) функциях. Сильные студенты нуждаются в честной оценке их перспектив и предоставлении возможностей для самореализации. Эти студенты, как правило, становятся профессорами, заведующими отделениями, ведущими специалистами хирургического профиля, то есть будущими лидерами в специальности в нашей стране.

Студентам-кружковцам, как правило, даются рекомендации кафедры для поступления в ординатуру, эта работа учитывается при сдаче экзаменов и т.д. Мы не являемся сторонниками, исходя из нашего и чужого практического опыта, чтобы подобные льготы выдающимся студентам-кружковцам (победителям олимпиад и т.д.) носили обязательный характер и утверждались нормативными положениями. К сожалению, этот путь рано или поздно приводит к формализму и непредсказуемым злоупотреблениям.


к началу статьи


Теперь она - всероссийская!

Как и намечалось, в 2010 г. Московская хирургическая студенческая олимпиада обрела всероссийский статус. «Медицинская газета» рассказывала об окружных и финальных (см. № 31 от 30.04.2010) итогах XIX Московской (Всероссийской) хирургической студенческой олимпиады. В конце апреля в финале в ММА им. И.М.Сеченова собрались 22 команды, а с учетом принявших участие в зональных турах было 32 команды-участницы.

В этом году региональные этапы прошли в Поволжье (победители - Самарский и Башкирский ГМУ) и Сибири (победители - Сибирский и Алтайский ГМУ). Кстати, о чести устраивавшего сибирский этап Новосибирского ГМУ говорит факт, что команда хозяев не попала на московский финал, где в итоге по результатам всех конкурсов победителями стали Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского (1-е место), Башкирский ГМУ (2-е место) и ММА им. И.М.Сеченова (3-е место). Отрадно, что впервые приняли участие в олимпиаде медицинские вузы Северо-Западного и Южного федеральных округов.

Подведение итогов конкурсов и обсуждение результатов с участниками проводились открыто приглашенными членами жюри - известными хирургами из разных вузов и клиник - и были легко доступны для проверки и контроля. Традиционно оценивались команды по «гамбургскому счету» - честно и объективно, ведь формирование личности и профессионализма врача-хирурга надо начинать со студенческой скамьи. Поэтому если ваш вуз еще только собирается принять участие в нашей олимпиаде, сразу же настройте себя на то, что судейство будет непредвзятым и честным. И мы не советуем инициировать процесс олимпиадного движения внутри этого вуза, если его организаторы не ставят перед собой цели формирования справедливого механизма судейства конкурсов.

Последняя хирургическая олимпиада стала переходной от бывшего ранее открытого принципа организации (участвуют все зарегистрировавшиеся в установленном порядке команды) к организации олимпиады по региональным округам с последующим финалом команд-победителей.

Многие команды, подавшие заявки на участие в финальном этапе, впервые участвовали в олимпиаде и (или) являлись представителями федеральных округов, где не проводились региональные этапы. Некоторые медицинские вузы прислали наблюдателей. Оргкомитет в этой непростой для организаторов и участников ситуации счел нужным по возможности не отвергать команды, желающие участвовать в олимпиаде. Оргкомитет информирует, что следующая, XX Всероссийская (Московская) студенческая хирургическая олимпиада в 2011 г. будет проводиться в строгом соответствии с положением об олимпиаде, которое находится в стадии обсуждения. Будем рады и вашим предложениям.

Думаем, что развитие студенческого хирургического олимпиадного движения придаст дополнительный стимул рациональному отбору и обучению высококвалифицированных кадров хирургического профиля на додипломном, а в последующем - и на последипломном этапах и в перспективе - повышению качества оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи хирургического профиля в рамках страны.

Сергей ДЫДЫКИН,
научный руководитель хирургической секции студенческого научного общества, профессор.
Борис КОЗЛОВСКИЙ,
студент 6-го курса лечебного факультета, председатель хирургической секции СНО.
1-й Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова.
Фото Юрия ЛУНЬКОВА


наверх